Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы; оно направлено на развитие у всех детей способностей, учитывая их возможности.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия, и поддержку ученику. Важно понимать, что проблема инклюзии концентрируется не на специальном образовании, а на эффективности обучения.
Инклюзия – это право, а не привилегия для избранного.
Инклюзивное образование в школе – это организация процесса обучения и условий работы учитывающие потребности всех детей. Педагоги в школе помогают детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться.
Инклюзивные школы – это такие школы, в которых каждый приобщен, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и взрослыми в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования.
Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.
Главный принцип – помочь ребёнку найти собственный ресурс.
Одна из важнейших задач коллектива – организовать обучение детей с ОВЗ в соответствии с их образовательными потребностями, так, чтобы они могли максимально адаптироваться в социуме, реализовать себя в обществе.
Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ с учётом их психофизических особенностей рассматривается в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ.
Разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность службы психолого-педагогического медико-социального сопровождения , психолого-педагогического консилиума (ПМПк), организацию инклюзивного обучения детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, организацию образовательного процесса в режиме индивидуального обучения на дому, разработку и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, разработку адаптированных программ.
Утверждены адаптированные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования для детей с задержкой психического развития; назначены сопровождающие каждому обучающемуся с ОВЗ, в том числе и детям-инвалидам.
Коррекционные программы разработаны как отдельные части реализуемых в школе адаптированных общеобразовательных программ. В них включены проведение индивидуальных или групповых коррекционных занятий с учителем с целью устранения пробелов общего развития ребёнка его предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению учебного материала; логопедом по устранению речевых нарушений; психологом по коррекции психических функций. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы является развитие когнитивной и регуляторной сферы; развитие коммуникативных навыков и адекватных эмоциональных реакций; формирование навыков уверенного поведения и коррекция самооценки; профилактика конфликтов.
В зависимости от рекомендаций специалистов ПМПК, заключений ВК, заявлений родителей (законных представителей) обучение детей ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, организуется инклюзивно в классе, индивидуально на дому.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Основанием для организации обучения детей с особыми образовательными потребностями при письменном согласии родителей (законных представителей) является заключение ПМПК, которое действительно на уровень образования.