22.10.24 Выявить и проанализировать особенности использования растительных объектов в практическом курсе
«Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки»
В многоклеточном организме клеток много, они разные по форме, размерам, функциям. Во всех живых клетках идут сходные процессы: питание, дыхание, обмен веществ, рост и деление (размножение) клетки.
Нормальный ход процессов жизнедеятельности зависит от благоприятных условий среды, где произрастает растение. Объектом исследования выступает в данном случае препарат кожицы лука. На данном препарате хорошо видно плотную прозрачную оболочку, поры, цитоплазму – живое бесцветное вязкое вещество, ядро, ядрышко, вакуоли, клеточный сок, в котором могут содержаться красящие вещества. В цитоплазме клетки находятся многочисленные тельца – пластиды, при большом увеличении микроскопа хорошо они хорошо видны. У цветковых растений пластиды могут иметь разный цвет: желтый, бесцветный, оранжевый. Так, например, зеленые пластиды называются хлоропластами. При изучении темы «Клетка» учащимся можно предложить приготовить и рассмотреть микропрепараты органов некоторых комнатных растений. Опыт показывает, что учащиеся успешно справляются с этими работами. Их проведение способствует углублению знаний учащихся о клеточном строении органов растений, а также выработке умений приготовления временных микропрепаратов и их изучения под микроскопом. Для того, чтобы подвести учащихся к выводу о том, что все органы растения имеют клеточное строение, необходимо рассмотреть микропрепараты листа, стебля, корня, цветка. При этом следует учитывать, что их приготовление не должно занимать много времени и требовать сложных манипуляций.
Удобными объектами исследования являются листья валлиснерии элодеи, так как у последней листья состоят из двух слоев клеток.
Корни водных растений валлиснерии, водокраса и пистии сравнительно тонкие, поэтому удобны для приготовления микропрепаратов.
Удобными объектами для сравнительной характеристики ткани являются такие объекты, как черешки листа бегонии, стебель бальзамина и др. Важно также обратить внимание учащихся на то, что форма клеток и их размеры, строение у разных органов одного растения и, тем более, у разных растительных организмов сильно различаются. Это поможет в дальнейшем сформировать у учащихся отличительные особенности различных тканей и органов, связанных с различными функциями.
Клетки образуют особые ткани и органы растений, которые формируют тело растения, придают ему упругость и прочность, образуют защитные внешние покровы, обеспечивают поступление в организм питательных веществ, отвечают за их передвижение и использование. Клетки благодаря способности образовывать ткани соединили все органы растения в одно целое - организм. Жизнедеятельность организма полностью зависит от жизнедеятельности его клеток и тканей.