11 апреля в МБОУ «Луковниковская СОШ им. вице- адмирала В.А.Корнилова» в 1-11 классах прошли занятия по теме «Святитель Тихон – Патриарх Московский».
Цель занятия: сохранение памяти о выдающихся личностях в российской истории, внесших важный вклад в развитие и процветание России; формирования активной гражданской позиции в отношении важности исторического просвещения и сохранения исторической памяти; сохранение традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей (в соответствии с Указом Президента России от 08 мая 2024 г. №314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения»)
Сегодня наше занятие было посвящено исторической личности Святителя Тихона Патриарха Московского. Потому что в этом году празднуется 100-летие блаженной кончины патриарха Тихона, конкретная дата – 7 апреля.
Патриарх это - высший титул главы Православной Церкви. Мы говорим о Церкви как о сообществе верующих людей, а не здании церкви.
Русская Православная Церковь сокращенно РПЦ – самая крупная из двенадцати православный церквей в мире. Глава Церкви называется патриархом Московским потому что так сложилось исторически и руководство РПЦ находится в столице нашего государства в городе Москве.
Мы познакомились с жизнью святителя Тихона патриарха Московского.
Будущий Патриарх Тихон (в миру Беллавин Василий Иванович) родился в погосте Клин Торопецкого уезда, что в Псковской губернии (сейчас это Торопецкий муниципальный округ Тверской области), 19 января 1865 года. Его отец, Иоанн Тимофеевич, был потомственным православным священником, и Василий с детства воспитывался, как христианин.
В возрасте девяти лет он поступил в местное Торопецкое духовное училище, которое окончил в 1878 году. Затем, оставив родительский дом, продолжил обучение в Псковской духовной семинарии. Как отмечают, учился Василий прилежно. Нередко он помогал знаниями однокурсникам. За его поведение, отношение к окружающим и степенный характер товарищи прозвали его «Архиереем», что, в общем, и исполнилось в будущем. Успешно закончив Псковскую семинарию, Василий поступил в Петербургскую духовную академию. Удивительно, но здесь он опять получил «пророческое» прозвище – «Патриарх».
В 1888 году, в возрасте двадцати трех лет, Василий закончил академию со степенью кандидата богословия, вернулся в Псков и устроился преподавателем в семинарию. На протяжении более чем трех лет он преподавал Догматическое и Нравственное богословие, французский язык.
В декабре 1891 года, в возрасте двадцати шести лет, Василий, серьёзно обдумав свой выбор, принял монашеский постриг. Тогда же он принял и новое имя Тихон, в честь святителя Тихона Задонского. На следующий день его посвятили в иеродиакона, а немного спустя – в иеромонаха (т.е. монаха –священника).
В 1892 году о.Тихона (отца Тихона, принятое обращение к священникам) назначили на должность инспектора в Холмскую духовную семинарию. Вскоре он удостоился должности ректора (ректор – руководитель учебного заведения высшего образования). С 1894 года он исполнял обязанности ректора Казанской духовной академии.
В октябре 1899 года иеромонах Тихон стал епископом Люблинским. Спустя год поступил указ о его переводе на другую кафедру. Рассказывают, что местные жители расставались с ним с плачем.
После назначения святителя Тихона епископом Алеутским и Североамериканским, он отбыл к месту служения. Его деятельность на этом посту ознаменовалось как весьма плодотворная: святитель наладил там приходскую жизнь, возводил храмы, много проповедовал, переводил богослужебные книги на английский язык. За время его пастырства Православная Церковь пополнилась рядом американцев, до того принадлежавших к инославным общинам. В знак признания и уважения в памяти местных жителей за ним утвердилась слава апостола Православия.
В 1907 году он занял Ярославскую кафедру. Как и на прочих местах своего архиерейского служения он пользовался заслуженным авторитетом и доверием у вверенной ему паствы. Активно посещал монастыри, служил в разных храмах, включая глухие и отдаленные, куда, порой, ему приходилось добираться то пешком, то на лодке или верхом. Кроме того, он был связан участием с ярославским отделением известного общества «Союз русского народа».
В период с 1914 по 1917 год святитель возглавлял Литовскую епархию. Во время Первой мировой войны, при приближении к г.Вильно немецких солдат, он перевез в Москву некоторые местные святыни, спасая их от разорения. По возвращении продолжал исполнять свой архипастырский долг, посещал лазареты, утешая и увещевая раненых, служил в храмах, которые буквально переполнялись людьми, вдохновлял народ на защиту родного Отечества.
Революционные события, произошедшие в России в 1917 году, начиная со свержения монархии во время Февральской революции, когда власть перешла к Временному правительству, и заканчивая Октябрьской революцией большевиков и их временных союзников, провозгласивших власть советов (советскую власть) потрясают Россию. Каждый новый день приносит все более грозные вести о положении на фронте и в тылу. Захват власти радикальными политическими силами, братоубийственная гражданская война, социальное и политическое разобщение народа, репрессии в отношении отдельных лиц, социальных групп, сословий и народов – это все привело к страданиям людей и многочисленным жертвам.
Изначально, со времени правления русских князей, Церковью управлял Патриарх, но царь Петр 1 лишил Церковь патриаршества и назначил органом управления – синод, собрание наиболее влиятельных представителей церкви и светской власти, руководителем которого назначался светский человек. Ввиду чрезвычайных обстоятельств времени, летом 1917 года синод принял решение провести Собор Русской православной церкви, дата проведения была назначена 15 августа. В Москву приехало 576 соборян (участников Собора) — 277 священно и церковнослужителей и 299 мирян (верующие люди, не священнослужители). Среди них десять митрополитов, семнадцать архиепископов и шестьдесят епископов, известные столичные протоиереи и никому не ведомые сельские священники, государственные деятели и ученые, офицеры и солдаты, купцы и крестьяне.
Большинство членов собора высказалось за отказ от синодальной модели, утвержденной при Петре Великом. «В патриархе мы предчувствовали организующий творческий принцип, без него слабость, или еще хуже, борьба анархий», — вспоминал митрополит Вениамин (Федченков), один из членов собора.
28 октября, когда Временное правительство было уже низложено, соборяне решили приступить к голосованию по вопросу о восстановлении патриаршества. 4 ноября собор принял решение, в котором заявлялось о восстановлении патриаршества и возглавлении церковного управления патриархом — «первым между равными ему епископами». Члены собора посчитали необходимым определить патриарха посредством правильных и свободных выборов. Ими было выдвинуто 25 кандидатов, по результатам голосования были определены первые три кандидатуры, набравшие большее количество голосов. Третьим был митрополит Московский Тихон (Беллавин). Если бы епископы воспользовались своим правом избирать патриарха, то, несомненно, патриархом стал бы другой кандидат. Но архиереи отказались от этого права, постановив избрать патриарха посредством жребия из трех, набравших наибольшее число кандидатов. Постановление огласили 2 ноября, отложив процедуру избрания до прекращения уличных боев, шедших в то время в Москве.
Избрание состоялось три дня спустя, в храме Христа Спасителя. Захватившие к тому времени Кремль большевики все же дали разрешение принести из Кремля в храм Христа Спасителя Владимирскую икону Божией Матери. По словам современника, храм, вмещавший 12 тысяч человек, был переполнен.
Все молились о том, чтобы Господь указал лучшего. После того, как Литургия завершилась, был отслужен особый молебен. После которого митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), почетный председатель Собора, вынес из алтаря и поставил на небольшой столик перед иконой Владимирской Божией Матери, небольшой ковчег с именами выбранных на церковном соборе кандидатов в патриархи.
Из алтаря шесть членов Собора подвели под руки слепого старца – иеромонаха Алексия, затворника Зосимовой пУстыни (тип монастыря, ударение на У, пУстынь). И вот, он должен был вынимать жребий. Он долго молился перед чудотворной Владимирской иконой Богоматери, и вместе с ним молился весь храм, потом троекратно осенил себя крестным знамением и благоговейно вынул из ковчежца записку и передал ее митрополиту. Тот прочел и передал протодиакону. «И вот протодиакон своим знаменитым на всю Москву, могучим и в то же время бархатным басом медленно начал провозглашать многолетие. «…Патриарху Московскому и всея Руси Тихону!» — раздалось на весь храм, и хор грянул многолетие!» (по воспоминаниям очевидцев).
21 ноября 1917 года в Московском Успенском соборе было совершено наречение митрополита Тихона в Патриархи Московские и всея России, Русская Православная церковь получила своего канонического главу.
После революции в России началась Гражданская война: между так называемыми красными и белыми. И хотя лично святитель Тихон симпатизировал Деникину и Колчаку (об этом он прямо сказал на одном из допросов на Лубянке), однако от имени Церкви белых не благословил. Известно, что к святителю однажды обратились представили партии кадетов, которые просили его благословения. Патриарх отказался.
Другой показательный случай вспоминает князь Григорий Трубецкой. Летом 1918 года, собираясь отправиться в ряды белой армии, он приехал на Троицкое подворье в Москве, чтобы попросить у святителя Тихона тайное благословение, но «патриарх в самой деликатной и в то же время твердой форме сказал мне, что не считает возможным это сделать…»
Святитель Тихон считал недопустимым путать свою личную позицию с общецерковной и призывал обе стороны братоубийственной войны прекратить насилие.
Несмотря на всё более и более осложнявшуюся обстановку, усиливавшиеся гонения на священнослужителей Патриарх Тихон, как мог, исполнял долг перед Богом, Церковью и собственной совестью. Он открыто служил в храмах Москвы и других городов, возглавлял крестные ходы, осуждал кровавые беспорядки, обличал богоборчество, укреплял веру в людях.
Кроме того, в 1918 году он произнёс анафему на врагов Господа Иисуса Христа (под которыми многие понимали большевиков) и осудил убийство Николая II.
Начало 20-х годов. Гражданская война, засушливое лето и большевистская политика военного коммунизма спровоцировали страшный голод на огромной части территории России. Вслед за голодом начались вспышки эпидемии тифа с малярией и холеры. Люди ели глину, кору, полевых животных, иногда даже трупы убитых.
Летом 1921 года, в самый разгар катастрофы, Патриарх Тихон отправил письменное обращение к епископу Нью-Йоркскому и архиепископу Кентерберийскому, использовав свои связи, которые появились у него за время служения за океаном.
Текст этого обращения был опубликован в New York Times и тут же получил отклик от Герберта Гувера, который возглавлял благотворительную организацию ARA (American Relief Administration — Американская администрация помощи). Уже летом 1922 года почти 11 миллионов российских граждан каждый день получали помощь от АRА (это не только еда, но и одежда, обувь, медикаменты).
Сам Патриарх координировал деятельность организации, письменно указывая, куда нужно направить прибывшую помощь для передачи голодающим. Суммарно за два года деятельности ARA в страну поступило около 50 миллионов долларов. Несмотря на помощь голодающим, советская пресса называла Патриарха «людоедом»
Сама Церковь внесла огромный вклад в фонд помощи голодающим. Понимая, что такие действия могут серьезно укрепить авторитет Патриарха и всей Церкви, большевики 2 января 1922 года приняли постановление «О ликвидации церковного имущества». Эта кампания была организована якобы для помощи голодающим.
В феврале Патриарх Тихон отреагировал на это постановление воззванием к верующим, в котором призывал приходы жертвовать «драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления», ради преодоления катастрофы в Поволжье. Изъятия же богослужебных предметов святитель прямо назвал «святотатством», прекрасно понимая, что само постановление правительства – провокация. Советская пресса ответила на это воззвание «патриарха-людоеда» Тихона шквалом обвинений и притворным возмущением.
Святитель Тихон не терял присутствие духа, даже находясь под домашним арестом и колоссальным политическим прессингом
С 19 мая 1922 года по распоряжению властей Патриарх Тихон был изолирован на территории Донского монастыря в Москве – «за антисоветскую деятельность». Его темница находилась в небольшом двухэтажном домике рядом с надвратной церковью в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Здесь святитель пробыл больше года – до 27 июня 1923 года.
Осознав, что арест Патриарха ничего не дает, большевики выпустили его на свободу. Однако всю жизнь отличавшийся крепким здоровьем человек теперь почти ослеп, периодически падает в обморок. За каждым шагом Патриарха следят. Его личные письма вскрываются. Продолжаются обыски. Не утихает и травля в прессе. Но самым тяжелым моральным испытанием стало сразу два покушения.
Еще до ареста, 12 июля 1919 года, женщина в толпе ударила святого ножом в бок. Патриарха тогда спас кожаный ремень, который смягчил удар.
Другое покушение случилось уже после освобождения святителя. Во время литургии, когда диакон вышел из алтаря с чашей для причастия, незнакомый человек с криком «Тихон, мы убьем тебя!» ударил дубинкой по плечу митрополита Петра, решив, по ошибке, что он и есть Святейший. Злоумышленника тут же обезвредили и вывели наружу. Все это время святитель Тихон стоял в алтаре и горько плакал.
Плакал святой и 9 декабря 1924 года, когда неизвестные, проникли в патриарший дом и расстреляли его келейника, секретаря и близкого друга Якова Полозова. Святитель в момент убийства находился в соседней комнате. Личность убийц установить так и не удалось, но не исключали, что пришли они именно за Патриархом. Позднее обнаружилось, что две ночи подряд кто-то пилил решетку на одном из окон его домика на территории Донского монастыря.
В начале 1925 г. здоровье Патриарха стало быстро ухудшаться. Доктора советовали ему лечь в лечебницу. Патриарх согласился, но ни одна из московских лечебниц и клиник не решалась его принять, опасаясь ответственности перед народом в случае смертельного исхода его болезни. Об отдыхе Патриарх не хотел и слышать, продолжал служить в московских храмах и принимать всякого, кто к нему приходил.
Наконец, доктор Бакунин вызвался поместить Патриарха в свою лечебницу. Там Святейший был обставлен всеми удобствами и находился под постоянным наблюдением врачей. Ему отвели лучшую комнату и разрешили оставить при себе заменившего Якова келейника. Доктора настаивали на необходимости полного покоя. Но Святейший продолжал служить, а на просьбы врачей прекратить, по крайней мере, приемы посетителей, отвечал: «Я Патриарх для всей России, и пока я жив, каждый, кому я нужен, должен иметь ко мне свободный доступ».
В состоянии Патриарха наступало постепенное улучшение. Он стал поговаривать, что пора ему выписаться из больницы…7 апреля вечером на Благовещение, он уже служил в ближайшем от лечебницы храме. Весь день он себя чувствовал хорошо, а вечером, уже лежа в постели, он спросил своего помощника:
– Который теперь час?
– Без четверти одиннадцать, – ответил тот.
– Ну и слава Богу, – промолвил Святейший, поднял руку для крестного знамения и, не успев его докончить, скончался…
25 марта 1925 года, в Праздник Благовещения, шестидесятилетний Патриарх Тихон, предал свой дух Богу. Прощание со святителем длилось несколько дней и сопровождалось толпами людей.
Из воспоминаний священника Сергия Свиридова, очевидца событий: «Я был горько поражен смертью Патриарха. Я не только жалел о Святейшем как о человеке и деятеле Церкви, но ясно сознавал те невзгоды, которые готовились верующим с его уходом в иной мир. Но, глядя на его последнее торжество, я ощутил трепетную радость прославления его как святого. Святые познаются по их кончине, и великая любовь к покойному Патриарху, которая охватила всех православных, как бы вскрыла тайны неба и указала им на светлый путь покойного святителя Церкви»[1][1].
В 1989 году патриарх Тихон (Беллавин) был причислен Русской православной церковью к лику святых.
Мощи святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, покоятся в Большом соборе Донского монастыря. Иконы есть в разных храмах по всей стране. Верующие люди молятся святителю, просят его молитвенной помощи в разных нуждах.
В нашей стране его чтят, его именем называют школы, например, в г. Торопце (Тверская область) Торопецкая гимназия
имени Патриарха Тихона, университет в г.Москве Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.