ПОЛОЖЕНИЕ об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Общие положения

1.1.          Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

1.2.          Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья производится на основе:

-    Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

-    Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

-    Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014;

-    Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразователь­ным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

-    Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразо­вательным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008;

-    Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400;

-    Федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) образования обучающих­ся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599;

-    ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598;

-    ФГОС дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155;

-    ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;

-    ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

-    ФГОС среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;

-    Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утв. приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2;

-    Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утв. приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309;

-    СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и орга­низации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26;

-    СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189;

-    СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здо­ровья», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 10.07.2015 № 26;

Устава   ОО

 2. Организация образовательной деятельности лиц с ОВЗ

2.1.      Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психо­физического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

2.2.      Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:

1) в ОО;

2) вне образовательной организации:

-    по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образо­вания — на дому или в медицинских организациях, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования;

-    по образовательным программам дошкольного образования — в форме семейного образования.

2.3.      Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные программы:

-    образовательная программа, разработанная и утвержденная МБОУ «Луковниковская СОШ»

-    адаптированная образовательная программа, разработанная и утвержденная МБОУ «Луковниковская СОШ»

-    образовательная программа для ребенка-инвалида, разработанная и утвержденная МБОУ «Луковниковская СОШ»

-    в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, утвержденной федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) по результатам про­ведения МСЭ.

Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой тьютора (ассистента, помощника) ОО на основании рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощ­ника), тьютора обучающемуся с ОВЗ, которую формулирует ПМПК, а обучающемуся, имеющему статус инвалида, — ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.

2.4.          Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможно­стей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированным основным образовательным программам (далее — АООП) только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого- медико-педагогической комиссии.

2.5.          Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по АООП:

-    начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два года (до шести лет освоения образовательной программы);

-    основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год;

-    среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год.

-    2.6 В случае обучения по АООП в МБОУ «Луковниковская СОШ»

создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обу­чения, воспитания и развития таких обучающихся.

-    Специальные условия включают использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных техни­ческих средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания МБОУ «Луковниковская СОШ»

-    и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. Доступность образовательной среды МБОУ «Луковниковская СОШ»

предполагает:

-    доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

-    свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и читального мест.

2.6.           Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в следующих формах:

1)       урочной и внеурочной деятельности;

2)с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (кроме образо­вательных программ дошкольного образования);

3)сетевой и др.

2.7.           Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

2.8.           Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:

1)       бесплатным двухразовым питанием;

2)бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

2.9. За присмотр и уход за детьми-инвалидами родительская плата при обучении по дошкольным образо­вательным программам не взимается.

2.10.       Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме государственного выпускного экзамена в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по об­разовательным программам среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400.

2.11.       Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по своему желанию проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9-е классы) и единого государственного экзамена (11-е классы).

2.12.       Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по АООП, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными форма­ми умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».

2.13.       Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно прошедшим госу­дарственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9-е классы) и единого государственного экзамена (11-е классы), выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).

3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной форме

3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися (ин­клюзивно) и в отдельных классах, группах или в отдельных ОО.

3.2. Класс инклюзивного обучения, отдельный класс для обучающихся с ОВЗ (для школ), группа комбини­рованной направленности, отдельная группа для обучающихся с ОВЗ (для детских садов) открываются на основании приказа директора МБОУ «Луковниковская СОШ»и комплектуются на основании заключения ПМПК и заявления родителей (законных представителей) о согласии на обучение ребенка в классе (группе) инклюзивного образования, отдельном классе (группе) для обучающихся с ОВЗ.

3.3.           Количество учащихся в классе (группе) определяется исходя из максимального количества детей с ОВЗ в классах (группах) в зависимости от категории учащихся и вариантов программы.

Комплектование инклюзивных классов (групп) производится с учетом требований, установленных в при­ложении 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

3.4.           При необходимости проводится коррекционная работа для детей с ОВЗ. Такая работа осуществляется на основе АООП или программы коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего образования.

3.5.           Ребенку с ОВЗ может быть установлен диагностический период, по истечении которого психолого-меди­ко-педагогический консилиум или специалист (специалисты), осуществляющий психолого-медико-педагогиче­ское сопровождение обучающихся (при наличии), выносит заключение о возможности продолжения обучения такого ребенка по образовательной программе, рекомендованной ПМПК. Данное заключение утверждается решением педагогического совета и доводится до сведения родителей (законных представителей).

3.6.           Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед

3.7.           Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или АООП осуществляется в ПМПК по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций с письменного согласия родителей (законных представителей).

4. Особенности реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

-       4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может осуще­ствляться при реализации образовательных программ в любой форме обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм обучения в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе МБОУ «Луковниковская СОШ» при отсутствии медицинских противопоказаний.

       

Наверх