Из опыта работы Бугровой Т.В.

Из выступления на региональном семинаре в МБОУ «Погорельская СОШ» Зубцовский район

28 февраля 2013 год

«Системно – деятельностный подход в обучении младшего школьника»

"Чтобы быть хорошим
преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех,
кому преподаешь."

                                   Ключевский В.   

В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Технология системно-деятельностного подхода. В чем его сущность? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы.

Второй год я работаю по программе ПНШ. Вся система заданий по программе ПНШ построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им, наряду с развитием вычислительных навыков, навыков грамматики и чистописания, эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия : «придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать», развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, мои  дети  самостоятельно находят и преодолевают затруднения, проводят самоконтроль и самооценку.

Я считаю, что целью  системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности: 

  • ставить цели детьми
  •  решать задачи детьми
  • отвечать самим  за результаты.

. Мои учащиеся владеют универсальными учебными действиями. На уроках я  создаю  возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Функции универсальных учебных действий включают:

Обеспечивание возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. Я учу детей ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

На уроках я создаю условия для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться.»

Обеспечиваю успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

В системно-деятельностном подходе выделяю основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми владеют мои ученики.

 

В связи с переходом на новые стандарты,  очень многому приходится мне переучиваться, перестраивать своё мышление,  исходя из новых задач, которые ставит современное образование, т. е. научиться умению  реализовывать деятельностный подход. В технологии развивающего обучения существенно изменилась наша роль учителя.  Я выстраиваю процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Моя  позиция учителя выражается  так – к классу не с ответом, а с вопросом. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, я изменила  сам принцип построения урока. Ведь  построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания – сложнее, проще самому объяснить материал, но знания , полученные в результате поиска отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Чтобы урок стал развивающим, я соблюдаю  обязательные психологические элементы

 Первым обязательным психологическим элементом структуры урока является межличностный контакт. Это казалось бы случайные, не имеющие отношения к учению слова о погоде, шутка, сказанные с улыбкой.

Это средство эмоционального объединения перед совместной работой. Встреча с детьми глазами, несколько ободряющих слов. Ещё только начало урока, а на доске уже нарисованы детской рукой вопросительные знаки, схемы, записи.

Каждый ученик имеет право до или после урока сделать записи на доске, если что-то не поняли, или написать схему, запись, способ решения, если усвоили материал очень хорошо. Учащиеся с удовольствием возвращаются к освоенному накануне способу действия.  Достаточно  спросить  у ребят: « Что не поняли?», « Что уже умеем делать хорошо?»,  « Что было сложно?».На этом этапе самое главное- переживание успешности практического действия. Главное- включить ребёнка в конкретную предметную деятельность( рефлексия)  Следующим, третьим элементом урока является « зацепка»- та неожиданность, остановка в привычной деятельности, ситуация  загадочности. Таким образом,  создаётся « проблемная ситуация»: новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Выход из неё- постановка цели урока: « Мы не знаем решения, но можем его найти».Это важный этап, т.к. создаётся учебно-познавательный мотив.

Далее  организую  учебные  действия  детей по анализу проблемной ситуации.  С  ребятами выясняю, в какой форме будем  работать. Всегда  есть выбор: можно работать в паре, в группе или всем вместе, решают, какие средства необходимы, выдвигают гипотезы. Важно на этом этапе внимание к любым детским догадкам и их фиксация на доске в виде схем, записей, рисунков ( моделирование). И вот решение найдено. Это-кульминация. Дети находят новый способ решения математической, лингвистической, естественно-научной задачи. Главное - разрешены противоречия между знанием и незнанием, которое стояло в начале урока. Заканчивая урок, в его эпилоге нахожу   слова, которые помогают осознать ребёнку, что найденное решение, новое открытие - это его личный вклад в общую деятельность. При таком построении урока, как бы он ни протекал: стремительно, успешно или с затруднениями, видна увлечённость детей делом, их понимание того, с чем они работают, открытость, желание и умение прийти на помощь товарищу и в то же время самостоятельность.                                                                 

      Итак, я считаю, что моя позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Через проблемную ситуацию, проблемный вопрос учащиеся  формулируют  тему урока. Проблемное обучение предполагает инициативу, самостоятельность, творчество, т. е. активную «исследовательскую» деятельность учащихся.  Некоторые дети заранее смотрят, что будем изучать на следующий день.  Русский язык и окружающий мир практически всегда начинаю  с проблемного вопроса или ситуации. При решении этих вопросов учащиеся высказывают свою точку зрения, пытаются её обосновать,  используя в речи слова «я думаю…», «я считаю…», «я согласен…». В ходе выполнения, заданий, упражнений предлагаю учащимся сделать вывод, а затем сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом в учебнике. На уроках русского языка одна из инструментальных задач – обучать работе со словарями, чтобы открыть их для учащихся как один из источников познания языкового материала. Ученики самостоятельно  работают со словарями  «Пиши правильно»,   «Обратным словарём»,  «Толковым словарём», словарь «Произноси правильно», словарь происхождения слов. Учащиеся сами на уроках  добывают знания.

На уроках математики  работа над новым материалом организую следующим образом. В начале, как правило, ставится проблема, задача или вопрос, на которые надо найти ответ в ходе коллективного обсуждения. В ряде случаев этому способствуют простые, доступные упражнения подготовительного характера. Особое место в системе упражнений занимают упражнения, которые носят ярко выраженный развивающий характер. Выполнение этих упражнений требуют от ребёнка проявления самостоятельности мышления, смекалки, умения рассуждать. По данной теме урока дети сами определяют цели и задачи.

Чему будем учиться? Как мы это будем делать? По пиктограммам отвечают  … «Высказывать предположения. Рассуждать. Проверять. Конечно, развивающий урок имеет и особую типологию , и особую структуру , и особые методы : не только индивидуальную, но чаще групповую и парную работу.  Всё это позволяет учащимся овладеть навыками планирования, моделирования, нормами коммуникации, умением договариваться, строить диалог. А это в соответствии с новым образовательным стандартом – метапредметные достижения (универсальные учебные действия). Одним словом - дети « учатся учиться», а это и есть главная цель современного образования.  Работая в парах, в группах дети обсуждают  варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы.Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий – алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы. Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Проговаривание вслух алгоритма действий в ходе совместного выполнения типовых заданий.Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения. В конце урока предлагаю вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.Предлагаю ребятам назвать наиболее понравившиеся вопросы, ответы учеников. И дети сами определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы  одноклассников.  Конечно, для наших сельских детей есть некоторые трудности  при использовании методического комплекта  по математике, так как недостаточно отрабатываются вычислительные навыки, мало  уроков на закрепление.  Поэтому после уроков  организую внеурочную деятельность по математике и отрабатываю  вычислительные навыки На уроках технологии провожу  коллективно-творческую работу детей «Работа над проектом». Дети придумывают над каким проектом будут работать, составляют план действия  и воплощают этот проект в жизнь. Такие проекты, как «Осень в лесу» (природный материал) и «Наша улица» (работа с бумагой)  А на этапе итога работы дети  отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные работы  одноклассников. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков,  организую эти поиски, управляю, развиваю  их познавательную деятельность.

Мои дети большую часть времени проводят в школе.         Каждый  ребёнок  находит  себе занятие по душе, может  проверить свои силы и способности, учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.  Режим работы начальной школы составлен с учётом продолжительного пребывания ребёнка в школе , регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и системой дополнительного образования. В нашей начальной школе дети не просто готовятся к будущей взрослой жизни, а ярко и насыщенно живут уже сейчас. Их школьные дни насыщены делами и событиями, связанными с учёбой, творчеством, трудом , укреплением здоровья, досугом. Мы постоянно принимаем участие в творческих конкурсах на районном и областном уровне , где стали победителями в областных Корниловских чтениях, победителями в районной выставки декоративно- прикладного творчества «Фестиваль ремёсел», занявшие 1 место, победителями в районной выставки прикладного творчества учащихся «Мир мозаики», победителями в районной выставки декоративно- прикладного творчества «Сувенир», занявшие 1 место,  проводим предметные недели, участвуем в интеллектуальных играх. Всё это способствует главной цели современного образования – повышение качества образования  и развитие личности ребёнка.

В заключение своего выступления мне хотелось бы отметить, что роль учителя становится иной, так как современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась действующая система образования. Резко возросла информированность детей.    Поэтому учитель из носителя знаний и информации превращается в организатора учебной деятельности, учитель не преподносит истину, а учит её находить.

Наверх