Из опыта работы Королевой Н.Н

Из выступления на семинаре в МБОУ «Погорельская СОШ» Зубцовский район

28 февраля 2013 год.

МБОУ «Луковниковская СОШ»

Деятельность классного руководителя в условиях опережающего введения ФГОС ООО.

 Ребенок  - росток  человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель формирующейся личности – утвердить  свое уникальное  «я», выявить неповторимое  предназначение,  роль педагога помочь ему в этом.

« Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживет вместе с ребенком много вдохновляющих минут», -  утверждал Януш  Корчак.  Считаю,  что формы работы классного руководителя   в условиях внедрения новых образовательных стандартов должны способствовать  развитию учебной самостоятельности как ответственного инициативного поведения, независимо от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами для самоопределения и самореализации подростков.

Мы – 5класс, участники пилотного проекта  МБОУ  Луковниковскаясош Старицкого района.

Наш класс необычный, МЫ – это наша школьная семья 5, 10, 11классов.  И поэтому 1сентября для нас  - это день рождения нашей классной семьи. В подготовке этого  коллективного творческого дела самое активное участие принимали обучающиеся 10, 11классов, а в проведении - дети  5, 10, 11классов, их родители.  Дети не только познакомились  со святыми хранителями семьи в православном мире Петром и Февронией, но и после «испытаний» (заданий на смекалку) были приняты в ряды новой семьи. Выполняя практическое задание,   оформили  плакат, на котором были размещены все члены семьи нашего нового большого коллектива и дан старт нашему общему проекту «Наша классная семья», итог которому  подведем в конце учебного года, расскажем, кем  из членов семьи  мы гордимся. Такое объединение классов в единый коллектив дает возможность на примере деятельности старшеклассников включаться в процесс творчества, развивая навыки самостоятельности, инициативности, перенимая лучшие примеры  в деятельности.  Так после такого совместного  дела  пятиклассники на  праздниках чествования именинников своего класса самостоятельно организуются, распределяют обязанности и проводят праздник собственными силами.

Помочь  ученикам  включиться в активный поиск информации позволяет такая педагогическая технология как проектная деятельность.  Она не только  способствует   овладению  знаниями и умениями, но и учит самостоятельно применять их на практике.  Так, изучая тему  «Воспитание граждан Эллады», ребята познакомились с историей Олимпийских игр, и в преддверии проведения Зимних олимпийских игр в2014году  подготовили проект  «Олимпийские игры», который включал в себя презентацию по теме, а также подвижные игры;  провели три встречи с учащимися начальных классов, на которых не только познакомили с историей  Олимпийских игр, но и организовали соревнования в классах среди команд.  При подведении итогов ребята признались,  что самое трудное для них самостоятельно выступать перед  аудиторией. К сожалению, часть из них испытывала неуверенность.   Обязательно  продолжим  эту форму работы, так как она способствует личностному росту учащегося, формирует его самостоятельность, внутренне организует, заставляет ученика сталкиваться с трудностями и преодолевать их.  Очень хочется  на следующий год  включить ребят в проект «Мы создаем кукольный театр», что  обязательно поможет  стать  им более  уверенными в собственных силах.  А с подготовленными спектаклями выступать перед воспитанниками детского сада, учащимися начальных классов и на сцене  Центра Культуры села Луковниково.

Одно  из направлений деятельности ученического коллектива  -  участие в акциях «Мир добрых дел». Прежде всего шефство над первоклассниками. Здесь ребята выступают в роли наставников, что возлагает на них ответственность. Начало было положено подготовкой и проведением КТД «Посвящение в первоклассники». На территории нашего поселения имеется  реабилитационный центр, в котором находятся  престарелые, одинокие люди и инвалиды. Учащиеся класса в праздничные дни  приходят в  центр  с открытками,  подарками, созданными своими руками.  Это способствует воспитанию нравственности.

Сплочению коллектива способствует и такая форма деятельности как  проведение  экскурсий, они  же позволяют увидеть,  насколько ребенку интересна дополнительная информация, привить потребность узнавать новое, расширять свой кругозор, быть любознательным и неравнодушным к красоте, созданной руками человека.   Пятиклассники увидели  озеро Селигер и Нило - Столобенский монастырь, краеведческий музей города Старицы, познакомились с работой сотрудников МЧС, посетив пожарную часть города Старица,  музей В.Корнилова в деревне Рясня, новогоднее представление в Тверском кукольном театре, базу отдыха «Барская усадьба», а в сентябре-октябре  2013 года проведут смену в оздоровительном  санатории  «Валентиновка».

Межличностные отношения – это  одна из важнейших проблем, так как ребята вступили в подростковый возраст, который накладывает свой отпечаток на развитие симпатии и антипатии между детьми. В этом коллективе  я столкнулась с проблемой неприятия одной из девочек.  Чтобы преодолеть этот негатив,   проводились не только беседы с подростками (индивидуальные, групповые), анкетирование, работа с родителями, классные часы «Наши добрые привычки», «Расскажи мне обо мне», где каждому необходимо было  сказать  добрые слова  друг другу, но и указать   на то, что  мешает  их отношениям, обязательным   элементом были игры, в которых дети должны были в игре взяться за руки.  Все формы работы  направлены  на  то, чтобы   способствовать снятию напряжения в отношениях.  Результат есть, хоть и небольшой,  дети в игре подают ей руки.

Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм,  гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, начальное формирование которых происходит именно в семье.

На родительских собраниях по теме  «Наши успехи и проблемы», родители имеют возможность оценить участие своего ребенка в общественной жизни класса и школы, анализируются учебные достижения учащихся, их возможности, степень продвижения   в учебной и внеурочной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании  идет не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию   готовим выставку творческих работ учащихся (рисунки).

 Родителей приглашаем на уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя).  Посещение уроков позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

 Посещение семьи, индивидуальная консультация   имеет ознакомительный характер и способствует  созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Это необходимо и для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке.

Наверх