
28 февраля 2013 год.
МБОУ «Луковниковская СОШ»
Деятельность классного руководителя в условиях опережающего введения ФГОС ООО.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель формирующейся личности – утвердить свое уникальное «я», выявить неповторимое предназначение, роль педагога помочь ему в этом.
« Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживет вместе с ребенком много вдохновляющих минут», - утверждал Януш Корчак. Считаю, что формы работы классного руководителя в условиях внедрения новых образовательных стандартов должны способствовать развитию учебной самостоятельности как ответственного инициативного поведения, независимо от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами для самоопределения и самореализации подростков.
Мы – 5класс, участники пилотного проекта МБОУ Луковниковскаясош Старицкого района.
Наш класс необычный, МЫ – это наша школьная семья 5, 10, 11классов. И поэтому 1сентября для нас - это день рождения нашей классной семьи. В подготовке этого коллективного творческого дела самое активное участие принимали обучающиеся 10, 11классов, а в проведении - дети 5, 10, 11классов, их родители. Дети не только познакомились со святыми хранителями семьи в православном мире Петром и Февронией, но и после «испытаний» (заданий на смекалку) были приняты в ряды новой семьи. Выполняя практическое задание, оформили плакат, на котором были размещены все члены семьи нашего нового большого коллектива и дан старт нашему общему проекту «Наша классная семья», итог которому подведем в конце учебного года, расскажем, кем из членов семьи мы гордимся. Такое объединение классов в единый коллектив дает возможность на примере деятельности старшеклассников включаться в процесс творчества, развивая навыки самостоятельности, инициативности, перенимая лучшие примеры в деятельности. Так после такого совместного дела пятиклассники на праздниках чествования именинников своего класса самостоятельно организуются, распределяют обязанности и проводят праздник собственными силами.
Помочь ученикам включиться в активный поиск информации позволяет такая педагогическая технология как проектная деятельность. Она не только способствует овладению знаниями и умениями, но и учит самостоятельно применять их на практике. Так, изучая тему «Воспитание граждан Эллады», ребята познакомились с историей Олимпийских игр, и в преддверии проведения Зимних олимпийских игр в2014году подготовили проект «Олимпийские игры», который включал в себя презентацию по теме, а также подвижные игры; провели три встречи с учащимися начальных классов, на которых не только познакомили с историей Олимпийских игр, но и организовали соревнования в классах среди команд. При подведении итогов ребята признались, что самое трудное для них самостоятельно выступать перед аудиторией. К сожалению, часть из них испытывала неуверенность. Обязательно продолжим эту форму работы, так как она способствует личностному росту учащегося, формирует его самостоятельность, внутренне организует, заставляет ученика сталкиваться с трудностями и преодолевать их. Очень хочется на следующий год включить ребят в проект «Мы создаем кукольный театр», что обязательно поможет стать им более уверенными в собственных силах. А с подготовленными спектаклями выступать перед воспитанниками детского сада, учащимися начальных классов и на сцене Центра Культуры села Луковниково.
Одно из направлений деятельности ученического коллектива - участие в акциях «Мир добрых дел». Прежде всего шефство над первоклассниками. Здесь ребята выступают в роли наставников, что возлагает на них ответственность. Начало было положено подготовкой и проведением КТД «Посвящение в первоклассники». На территории нашего поселения имеется реабилитационный центр, в котором находятся престарелые, одинокие люди и инвалиды. Учащиеся класса в праздничные дни приходят в центр с открытками, подарками, созданными своими руками. Это способствует воспитанию нравственности.
Сплочению коллектива способствует и такая форма деятельности как проведение экскурсий, они же позволяют увидеть, насколько ребенку интересна дополнительная информация, привить потребность узнавать новое, расширять свой кругозор, быть любознательным и неравнодушным к красоте, созданной руками человека. Пятиклассники увидели озеро Селигер и Нило - Столобенский монастырь, краеведческий музей города Старицы, познакомились с работой сотрудников МЧС, посетив пожарную часть города Старица, музей В.Корнилова в деревне Рясня, новогоднее представление в Тверском кукольном театре, базу отдыха «Барская усадьба», а в сентябре-октябре 2013 года проведут смену в оздоровительном санатории «Валентиновка».
Межличностные отношения – это одна из важнейших проблем, так как ребята вступили в подростковый возраст, который накладывает свой отпечаток на развитие симпатии и антипатии между детьми. В этом коллективе я столкнулась с проблемой неприятия одной из девочек. Чтобы преодолеть этот негатив, проводились не только беседы с подростками (индивидуальные, групповые), анкетирование, работа с родителями, классные часы «Наши добрые привычки», «Расскажи мне обо мне», где каждому необходимо было сказать добрые слова друг другу, но и указать на то, что мешает их отношениям, обязательным элементом были игры, в которых дети должны были в игре взяться за руки. Все формы работы направлены на то, чтобы способствовать снятию напряжения в отношениях. Результат есть, хоть и небольшой, дети в игре подают ей руки.
Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, начальное формирование которых происходит именно в семье.
На родительских собраниях по теме «Наши успехи и проблемы», родители имеют возможность оценить участие своего ребенка в общественной жизни класса и школы, анализируются учебные достижения учащихся, их возможности, степень продвижения в учебной и внеурочной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании идет не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию готовим выставку творческих работ учащихся (рисунки).
Родителей приглашаем на уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя). Посещение уроков позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Посещение семьи, индивидуальная консультация имеет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Это необходимо и для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке.