ПОЛОЖЕНИЕ о подходах к оцениванию учебных достижений ученика

ПОЛОЖЕНИЕ

о подходах к оцениванию учебных достижений ученика

в МБОУ Луковниковская СОШ.

Настоящее Положение утверждается педагогическим Советом образовательного учреждения. Настоящее Положение устанавливает требования к отметке и оценке учебных достижений и обязательно для учащихся и учителей школы.

В настоящем положении использованы следующие определения:

Отметка- это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.

Оценка – это мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь или чего-нибудь; это словесная характеристика результатов действия. Оценке подлежат как объем системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

Текущий контроль успеваемости- это систематическая проверка знании учащихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой.

Тематический контроль- это выявление и оценка знаний , умений, навыков учащихся, усвоенных или после изучения логически завершенной части учебного материала (темы, подтемы, раздела)

Периодический контроль -  подразумевает проверку степени усвоения учащимися  учебного материала за длительный период времени и проводится три раза в год в виде входного, рубежного и итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся по предметам инвариантной части базисного учебного плана.

Промежуточная аттестация учащихся – процедура, проводимая с целью контроля оценки качества усвоения содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения её изучения.

Годовая государственная  аттестации учащихся – процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими государственного общеобразовательного стандарта среднего общего образования.

Целями разработки данной системы являются:

  • повышение качества образования;
  • установление единых требований к выставлению отметок и оценки учебных достижений;
  • формирование мотивации учения;
  • установление фактического уровня знаний, умений, навыков по предметам базисной и инвариативной части учебного плана, соотнесение этого уровня с требованиями госстандарта;
  • контроль за выполнением учебных программ и календарных планов изучения отдельных предметов;
  • формирование самооценки и помощь в выборе дальнейшей индивидуальной траектории учащегося;
  • повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений учащихся.

Система оценивания состоит из разделов:

  • единые требования к отметке и оценке учебных достижений;
  • виды, формы, функции контроля;
  • промежуточная и итоговая аттестация;
  • система отслеживания формирования ключевых компетенций.

Единые требования к отметке и оценке учебных достижений учащихся.

Актуальность пересмотра процесса оценивания определяется различными проблемами, одной из основных проблем является отсутствием единых требований к отметке и оценке учебных достижений учащихся. 
Школьная отметка- это результат не только работы ученика, это характер и стиль работы учителя, его отношение к ученику, настроение учителя, его миропонимание. .

Система оценивания должна дать возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык. Система оценивания должна показать динамику успехов учащихся в различных сферах деятельности. В систему оценивания должен быть заложен механизм  поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся. Система оценивания должна предусмотреть связи учитель-ученик, родитель – классный руководитель, администрация – педагогический коллектив.  Это обеспечивает системный подход к формированию учебного процесса, а значит, его целостность.

ОТМЕТКА

Отметка – это результат оценивания количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.

Задачи школьной отметки:

-    Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.

-    Отметка является связующим звеном между учителем и учащимися, родителями.

Принципы выставления школьной отметки :

1.      Справедливость, объективность – это единый критерий оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее.

2.      Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

3.      Гласность и прозрачность – это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы.

4.      Незыблемость – выставленная учителем отметка не должна подвергаться сомнению каждой из сторон (даже в случае конфликтной ситуации и создании конфликтной экзаменационной комиссии экзаменатор замене не подлежит)

Функции отметки:

1.      Нормативная (сравнение с нормативом, утвержденным Госстандартом)

2.      Информативно –диагностическая (показывает, насколько глубоко изучен материал, каковы затруднения, проблемы в знаниях учащихся)

3.      Стимулирующе-мотивационная.

Основой для  определения уровня являются критерии оценивания  - полнота знаний, их обобщенность и системность;

-          Полнота и правильность  - это правильный, полный ответ;

-          Правильный, но не полный ответ;

-          Неправильный ответ;

-          Нет ответа.

При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество.

-          Грубые ошибки;

-          Однотипные ошибки;

-          Негрубые ошибки;

-          Недочеты.

ШКАЛА ОТМЕТОК

«5» - ОТЛИЧНО;

«4» - ХОРОШО;

«3» - УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО;

«2» - НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО.

Отметку «5» получает ученик , если устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускает один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связанное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку «4» получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки или три недочета и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку «3» получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется:1 грубая ошибка и 2 недочета, или 1 грубая ошибка и 1 неугрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочета, или 4-5 недочетов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 5-=70% содержания (правильный , но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировок правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагать материал непоследовательно).

 Отметку «2» получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

ВИДЫ ОТМЕТОК

Текущие отметки выставляются учителем ежеурочно по поставленным на урок целям деятельности учащегося.

Тематическая отметка выставляется учителем после изучения большой темы или раздела. У учителя есть право выбора формы проведения тематического контроля, например, если учитель выбирает уровневую контрольную работу и включает 6 заданий, то:

  •  Первые 3 задания (1\2 от объема) – это задания репродуктивного уровня, соответствующие Государственному образовательному стандарту. При правильном выполнении этих заданий ставится отметка «3»
  • 2 задания (1\3 от объема) – это задания конструктивного уровня, превышающих Госстандарт (применение знаний в нестандартной ситуации). При правильном выполнении заданий репродуктивного уровня и конструктивного уровня ставится отметка «4».
  • 1 задание (1\6 от объема) – это творческого уровня, превышающее Госстандарт (применение знаний в новой ситуации). При правильном выполнении репродуктивного, конструктивного, творческого уровней ставится отметка «5».
  •  В случае использования рейтенговой отметки задание репродуктивного уровня оцениваются в 1 балл каждое, второе конструктивного уровня в 2 балла, творческого уровня – в 3 балла. Итого за работу ученик набирает 10 баллов, которые переводятся в отметки: 9-10 баллов – «5»

  6-8 баллов – «4»

 3-5 баллов – «3»

0-2 балла –«2».

Если учитель выбирает в качестве тематического контроля тестирование и включает в него 30 вопросов, то:

  • 15 (1\2 от объема) должны быть заданиями репродуктивного уровня, каждое из которых оценивается в 1 балл (15 баллов)
  • 10 заданий (1\3 от объема) – это задание конструктивного уровня, каждое из которых оценивается в 2 балла;
  • 5 заданий (1\6 от объема ) – это задания творческого уровня, каждое из которых оценивается в 3 балла (15 баллов).

Всего ученик набирает 50 баллов, которые переводятся в отметки:

45-50 баллов – «5»

30-44 балла – «4»

15-29 баллов – «3»

менее 15 баллов – «2».

Рейтинговая отметка используется при проведении тематического и периодического контроля ЗУНов учащихся и при этом она выполняет информативно-диагностическую функцию.

Четвертная, годовая отметки выставляются за три дня до окончания учебной четверти, полугодия или года.

Годовая отметка выставляется на основании четвертных отметок.

Пересмотр четвертных, годовых отметок в 5-11 классах не допускается.

    Учитель –предметник имеет право освободить ученика от сдачи экзамена или дифференцированного зачета и выставить ему «автоматом» пятерку в случае, если учащийся имеет отличные отметки по данному предмету или является победителем районного, республиканского этапов олимпиады, научных соревнований, конкурсов.

  ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ОТМЕТКИ

При проведении тематического контроля отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать , как он овладел знаниями и умениями темы. Ученик не может отказаться от выставления учителем этой отметки, но имеет право пересдать не устраивающую его отметку в течение 7 дней. В случае получения неудовлетворительной отметки ученик обязан пересдать и исправить двойку в течении 7 дней.

  В случае отсутствия ученика по уважительной причине  в школе в день проведения тематического контроля ЗУНов «н»  в классный журнал не выставляется, а ученик обязан сдать эту тему и получить отметку в течение 7 дней.

ОЦЕНКА

Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности ученика является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версии, оценочным суждением.

 Оценка – это мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь или чего-нибудь; это словесная характеристика результатов действия («молодец», «а вот здесь не точно, потому что»…)

 Задачи оценки:

- Формирование и корректировка ценностных отношений учеников.

- Формирование у учеников адекватной самооценки.

 Принципы оценки:

1.      Объективность

2.      Эмоциональность

3.      Адекватность

4.      Может даваться любому действию ученика, особенно успешному.

Функции оценки:

-          Ориентирующая функция содействует осознанию учеником результатов процесса деятельности и пониманию собственной роли в нем.

-          Информирующая – дает информацию об успехах и нереализованных возможностях ученика.

-          Корректирующая – способствует изменению действий ученика, его установок, взглядов.

-          Воспитывающая – создает условия для воспитания качества личности, проявления чувств и т.д.

-          Социальная – влияет на самооценку, статус ученика в коллективе сверстников.

-          Диагностическая  -определяет уровень знаний, сформированности умений, качеств личности.

-          Стимулирующая – способствует созданию успеха, поддержанию интереса деятельности ит.д.

Формы оценивания учащихся в учебной деятельности.

От одобрения, похвалы, благодарности и материальной формы поощрения к высказыванию отрицательных оценок.

Основание

Виды оценок

Содержание оценивания

Конкретные оценки или неопределенные. Например: согласие, ободрение, порицание или понукание  «ну садись», замечание без объяснения причини т.д.

Направленность на учение

Прямые учителя, опосредованные через другого участника образовательного процесса, косвенные

Характер воздействия

Положительные нейтральные, отрицательные

Временная направленность

Ретроспективные, актуальные, перспективные

Предмет оценивания

Парциальные, фиксированные, интегративные

Субъект оценивания

Педагогическая  (учитель),ученическая (одноклассник), самооценка

Количество участников

Индивидуальные, невербальные

Формы предъявления

Вербальные, невербальные

Отсутствие оценки

 

Своеобразие ведущее к ухудшению состояния ученика, депрессии, поиску причин ситуации, поведения учителя, одноклассников и т.д.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬСТИ

Характеристика  степени обученности учащихся.

Показатель 1. Различение, узнавание.

Характеризует низшую степень обученности. Школьник может лишь констатировать, что учитель объяснял материал, но воспроизвести его устно или письменно не может. Ответы учащихся односложны, наблюдаются попытки угадать правильный ответ.

Показатель 2. Запоминание.

Учащийся может пересказать содержание определенного текста, правила, однако до конца не понимает его сути, т.е. характеризует количество информации, а не её смысловую сторону. Усвоение материала на основе заучивания. Опора на заучивание – это одна из форм формализации в обучении.

Показатель 3.  Понимание.

Нахождение признаков , связи, анализ, синтез. Применение правил логического умозаключения. Учащийся умеет воспроизвести учебный материал, объяснить, привести примеры, сделать вывод. Иметь собственное суждение об объекте, может воспроизвести знание на практике.

Показатель 4.  Элементарные умения и навыки.

Отработаны элементарные умения использовать полученные теоретические знания на практике. Учащийся умеет реализовать свой «багаж» знаний, решает задачи, применяя усвоенные законы , правила.

Показатель 5. Перенос ЗУНов в новые ситуации.

Учащийся умеет творчески применять полученные знания в новой нестандартной ситуации, дает ответ на любой вопрос , решает любую задачу; констатирует новые способы деятельности и часто находит оригинальные подходы к решению поставленной задачи.

Извлечение из Закона РФ «Об  образовании»

(норма оценок ЗУНов учащихся)

Основным и нормативным документом по выставлению оценки знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся является Закон РФ «Об образовании».

Статья 13.     Устав образовательного учреждения.

п.1 В Уставе ОУ в обязательном порядке указывается:

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в т.ч.

г) порядок и основание отчисления обучающихся , воспитанников;

д)система оценок при промежуточной аттестации, форма и порядок её проведения.

П.4. Локальные акты ОУ не могут противоречить его уставу.

 Локальный акт устанавливает нормы оценок ЗУН по каждому учебному предмету в соответствии с содержанием образовательной программы в параллели, должны быть доведены до сведения родителей и учащихся.

За промежуточную аттестацию учащихся несет ответственность учитель.

Для ликвидации пробелов используется школьный компонент.

Статья 15. П.3. ОУ самостоятельно  в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

П.4. Освоение образовательных программ основного образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

П.7. Родителям (законным представителям несовершеннолетних обучающихся, воспитанников) должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а так же с оценками успеваемости обучающихся.

П.4. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолжность по двум и более предметам по усмотрению их родителей оставляются на повторное обучение или продолжают обучение в форме семейного образования.

  Обучающийся на указанных ступенях образования , имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолжности в течение следующего учебного года возлагается на родителей..

П.5. Обучающие не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

Основополагающим документом и регламентирующим нормы оценок итоговой аттестации выпускников является Положение об итоговой аттестации обучающихся (корректируемое ежегодно).

Приложение к Положению

 Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубымисчитаются следующие ошибки:

1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

2) незнание наименований, единиц измерения ;

3) неумение выделить в ответе главное;

4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

5) неумение делать выводы и обобщения;

6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

9) нарушение техники безопасности;

10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубымошибкам следует отнести:

1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;

5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;

2) ошибки в вычислениях (арифметические – кроме математики);

3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;

4) орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).

Наверх