1.Общие положения.
1.1. Настоящее положение определяет цели и задачи введения предпрофильной подготовки в МБОУ «Луковниковская СОШ»
1.2. Положение разработано на основании:
- ФЗ «Об образованиив Российской Федерации»;
- письма Министерства образования РФ от 20.08.2003 года "Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы";
- приказа Минобразования РФ от 18.07.2002г. № 2783 об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования;
- приказа Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1318 о Федеральном базисном учебном плане и примерном учебном плане для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования;
1.3. Основная цель введения предпрофильной подготовки - создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося девятого класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.
1.4. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их успешному самоопределению по завершению основного общего образования и обоснованному выбору пути продолжения образования.
1.5. Права и обязанности участников образовательного процесса определяются законодательством Российской Федерации, Уставом школы и настоящим положением.
2. Содержание предпрофильной подготовки
2.1. Предпрофильная подготовка включает в себя:
- информационную работу;
- ориентационную работу;
- курсы по выбору учащихся;
Информационная работа – это информирование в отношении возможного выбора профиля обучения и образовательного учреждения, ведущих способов деятельности в том или ином профиле, а также направлений продолжения обучения в системе общего, начального или среднего профессионального образования.
Ориентационная работа – оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда. Профильная ориентация и психолого-педагогическая диагностика, анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» имеют целью оказание учащимся психолого-педагогической поддержки и проектирование продолжении обучения в профильных и универсальных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Курсы по выбору – это учебные курсы, которые реализуются в рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы и решают ряд специальных образовательных задач. В школе реализуются два вида курсов: предметно ориентированные и межпредметные (ориентационные). Содержание и форма организации предметно ориентированных курсов направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету. Межпредметные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно способа продолжения образования.
Портфолио – это совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений учащегося.
3. Организация предпрофильной подготовки
3.1. Предпрофильная подготовка в 9 классе реализуется через введение курсов по выбору (предметно ориентированных, межпредметных).
3.2. Учащимся предлагается широкий спектр курсов, из которых они выбирают наиболее приемлемые, интересные, нужные для дальнейшего обучения.
3.3. 2/3 объема времени отводится на курсы по выбору; 1/3 объема времени используется для информационной работы и профильной ориентации.
3.4. В качестве дополнительных возможностей для организации предпрофильной подготовки возможно:
3.4.1. делить классы на подгруппы при организации курсов по выбору, что позволит индивидуализировать процесс обучения, более активно применять проектные и исследовательские формы;
3.4.2. привлекать к преподаванию курсов предпрофильной подготовки работников начального, среднего и высшего профессионального образования, науки, производства и других сфер деятельности;
3.4.3. организовывать различные варианты взаимодействия образовательных учреждений в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, включая академические, организационные, экономические аспекты взаимодействия;
3.4.4. использовать ресурсы дополнительного образования для организации кружков, клубов, студий, в целях профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов;
3.4.5. использовать современные информационные и коммуникационные технологии (Интернет, СД-диски, дистанционные формы и т.д.);
3.5. Успешность прохождения программ курсов по выбору оценивается педагогом нетрадиционными способами (зачет, выступление, публичная защита и т.д.).
3.6. Зачет ставится в журнале для предпрофильных курсов, по каждому выбранному учащимся направлению, после выполнения зачетной работы.
4. Обеспечение предпрофильной подготовки
4.1. Для обеспечения деятельности по введению предпрофильной подготовки администрация образовательного учреждения:
4.1.1. создает необходимые условия для повышения квалификации педагогических работников по содержанию предпрофильной подготовки в школе;
4.1.2. организует образовательный процесс и методическую работу в соответствии с требованиями и особенностями содержания образования в условиях предпрофильной подготовки;
4.1.3. устанавливает штатное расписание, распределение должностных обязанностей, надбавок и доплат с учетом специфики проводимой работы;
4.1.4. осуществляет мониторинг качества предпрофильной подготовки;
4.1.5. готовит ежегодный аналитический отчет о ходе и результатах предпрофильной подготовки обучающихся.
4.2. Методическое обеспечение курсов по выбору включает:
4.2.1. программу курсов, материалы для учителя, справочную литературу;
4.2.2. систему творческих заданий для учащихся, материалы для проектной деятельности, исследований;
4.2.3. оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности;
4.2.4. контрольно-измерительные материалы по освоению программы курса.
Программы курсов по выбору должны пройти экспертизу и должны быть утверждены на методическом совете школы.
5. Права и обязанности участников образовательного процесса
5.1. Участниками образовательного процесса являются: педагогические работники школы, обучающиеся и их родители (лица их заменяющие). Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляют педагог-психолог, классные руководители.
5.2. Обучающиеся в Школе имеют право на:
- выбор предпрофильных курсов, предложенных образовательным учреждением, согласно своих интересов, склонностей, потребностей;
- изменить свой выбор предпрофильного курса при получении дополнительной информации до начала его изучения;
- условия обучения на предпрофильных курсах, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;
- бесплатное пользование информационными ресурсами.
5.3. Обучающиеся в Школе обязаны:
- посещать предпрофильные курсы согласно расписанию;
- изучить начатый курс в полном объеме;
- соблюдать Правила поведения обучающихся на занятиях предпрофильных курсов;
- уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса.
5.4. Педагогические работники Школы имеют право:
- на выбор методики обучения и воспитания, учебных пособий;
- на прохождение курсов профессиональной подготовки по освоению содержания и технологии преподавания предпрофильных курсов.
5.5. Педагогические работники Школы обязаны:
- поддерживать дисциплину на занятиях на основе уважения человеческого достоинства обучающихся;
- соблюдать требования охраны труда во время занятий курсов, практикумов, экскурсий;
- проводить обучение безопасными методами и приемами выполнения работ, инструктаж по охране труда.
5.6. Родители (законные представители) имеют право:
- знакомиться с документами, регламентирующими организацию предпрофильной подготовки в школе;
- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса по предпрофильной подготовке.
5.7. Родители (законные представители) обязаны:
- обеспечить посещение обучающимися предпрофильных курсов.
6. Функции заместителя директора школы (методиста), организующего предпрофильную подготовку
В функции заместителя директора школы (методиста), которому поручена организация предпрофильной подготовки, входит:
6.1. Разработка основных направлений и форм предпрофильной подготовки в школе на основе:
-анализа педагогического потенциала школы - её кадровых, методических и материально-технических ресурсов;
-изучения образовательных запросов учащихся и их родителей посредством анкетирования и собеседований;
-взаимодействия с другими образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников на их базе.
-Формирование плана и расписания курсов по выбору и других мероприятий предпрофильной подготовки.
6.2. Сопровождение предпрофильной подготовки, осуществляемой школой:
-мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору;
-анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля;
-контроль школьной документации по предпрофильной подготовке;
- организация консультирования школьников для определения оптимального выбора курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля.
6.3. Анализ результатов итоговой аттестации девятиклассников.
6.4. Организация работы по комплектованию 10-х классов.
6.5. Составление отчётов по результатам предпрофильной подготовки учеников школы.
7. Документация и отчётность
Образовательное учреждение имеет следующие документы:
7.1. Положение о предпрофильной подготовке.
7.2. Журналы учёта занятий курсов по выбору.
7.3. Учебный план предпрофильной подготовки.
7.4. Программы курсов по выбору.
7.5. Расписание курсов по выбору.
7.6. Отчёт по результатам предпрофильной подготовки.